Кладовая России или территория жизни?

«Мы долго думали…»

Начался форум с презентации проектов опорных зон развития Арктики. Руководители девяти северных регионов делились с гостями и потенциальными инвесторами смелыми идеями по строительству железных и автомобильных дорог, морских портов и современных аэропортов, созданию научных центров и обустройству многочисленных месторождений. На общем фоне ярко выделялся Ямал. Уже сегодня на его долю приходится три четверти инвестиций в арктической зоне страны и половина всей производимой промышленной продукции. Создание опорной зоны, предусматривающей помимо всего прочего прокладку стальной магистрали от Надыма до Салехарда и далее до морского порта Сабетта, позволит ускорить реализацию многих перспективных проектов и ещё более укрепить роль этого региона в Арктике.

Природа Арктики критически важна для всей планеты, а благополучие жителей Севера — основа динамичного развития циркумполярного мира. Управление такой территорией требует компромисса между высокотехнологичным ТЭКом, сохранением природы и традиционной культурой тундровиков. Найти баланс помогает главный принцип: Арктику не нужно покорять, её нужно обживать.  Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.

Участники пленарного заседания старались разобраться в необходимости создания опорных зон. В дополнение к особым экономическим зонам и территориям опережающего развития, придуманным немного ранее на федеральном уровне.

— Мы долго думали, как развивать Арктику, — признался один из идеологов реформы Александр Цыбульский, в недавнем прошлом заместитель министра экономического развития РФ, буквально пару месяцев назад указом президента назначенный губернатором Ненецкого автономного округа. — И пришли к выводу, что в силу своего геостратегического расположения Арктика не нуждается в равномерном развитии, начинать необходимо с неких точек роста. Мы впервые предложили опробовать проектное развитие территорий, предусматривающее переход на небольшой части страны от отраслевого принципа развития экономики к территориальному. Мы решили объединить и консолидировать позицию всех министерств. Сегодня очевидные перекосы возникают именно из-за того, что каждое из ведомств, скорее, заботится о каких-то ключевых показателях эффективности в своей отрасли, а не отвечает за развитие территории в целом.

При необходимости в опорных зонах могут быть созданы особые экономические зоны, территории опережающего развития, технопарки и иные структуры, предусматривающие для инвесторов целый комплекс льгот и преференций. Аккумулировать ресурсы на научные исследования, геологоразведку и развитие инфраструктуры намерены в Фонде поддержки проектов в Арктике, который не менее чем на 50 процентов будет пополняться из бюджета.

«Не даёт повода для оптимизма»

Федеральный закон «О развитии Арктической зоны РФ», появления которого не первый год словно манну небесную ожидают северные регионы, из всеохватывающего Арктического кодекса превратился фактически в инструкцию по созданию тех самых опорных зон. Причём далеко не самую совершенную. Губернаторы, в частности, обратили внимание на такие сомнительные критерии отнесения инвестиционных проектов к разряду якорных (для последующей их поддержки), как стоимость не менее 100 миллиардов рублей и наличие одного юридического лица.

— В Кольскую опорную зону не попадают крупнейшие проекты по комплексному развитию Мурманского транспортного узла и созданию первого отечественного центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, — приводит пример Марина Ковтун, губернатор Мурманской области. — Дело в том, что первый проект реализуется не одним, а несколькими юридическими лицами, а стоимость второго — «всего» 50 миллиардов рублей. Текущая версия законопроекта, полностью изменившая своё предыдущее содержание, не даёт нам повода для оптимизма. Она практически не содержит мер по реализации государственной политики, направленных на сбережение экологических систем, научное обеспечение деятельности в арктической зоне и социальное развитие территорий. Мы не говорим о таких тяжёлых проблемах, как снижение рождаемости и миграционная убыль, не говорим о необходимости повышения доступности медицины и качества жизни северян.

Александр Цыбульский признал, что «якорность» проекта действительно следовало бы оценивать не по размеру инвестиций, а исходя из социально-экономического эффекта. Вспомнил нынешний губернатор и то, как, будучи в министерстве, пытался реализовать идею всеобъемлющего Арктического кодекса. К сожалению, после нескольких лет проработки от неё пришлось отказаться, поскольку иначе пришлось бы «разворошить» всё российское законодательство, которое построено по отраслевому принципу. А посему в действующие законы необходимо вносить изменения, учитывающие арктическую специфику здравоохранения, образования, обращения с твёрдыми бытовыми отходами…

«Чтобы никого не обижать»

Разговор об опорных зонах и социальном развитии арктических регионов был продолжен на панельных сессиях.
Дмитрий Фишкин, ещё недавно работавший в Министерстве экономического развития, а ныне являющийся советником министра природных ресурсов и экологии, недвусмысленно заявил: «Развитие Арктики обусловливается необходимостью освоения минерально-сырьевой базы. Так было в советское время, так продолжается и сейчас. Опорные зоны строятся вокруг минерально-сырьевых центров. Собственно, это я сам и писал в техзадании министерства. Изначальная идеология предусматривала создание опорных зон, чтобы никого не обижать, в каждом арктическом регионе. Их у нас девять. На деле же, после детальных расчётов, зон может оказаться три или двадцать. Всё будет зависеть от эффективности проектов. И здесь как раз высока роль Минприроды, которое должно сказать, где минерально-сырьевые центры целесообразно развивать уже сегодня, а где такая целесообразность может появиться в дальнейшем».

Концепция создания зон предполагает экономию на масштабе проектов и минимизацию издержек. Людских и материальных. Освоение минерально-сырьевых ресурсов должно вестись преимущественно с помощью вахтового метода работы и использования водных путей для доставки грузов. Строительство дорогостоящей транспортной инфраструктуры может быть лишь «точечным». При условии окупаемости вложений.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективной из всех зон является Ямало-Ненецкая. Именно в этом регионе сосредоточены поистине колоссальные ресурсы углеводородов, во многом благодаря добыче и продаже которых живёт всё наше государство. Развитие инфраструктуры, в том числе и строительство железных дорог, позволяет заметно повысить экономическую эффективность крупнейших проектов не только по сжижению природного газа, но и глубокой переработке углеводородов в местах добычи. С последующим экспортом продукции по Северному морскому пути.

Территория для жизни

Во второй день Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства, возглавляющий Государственную комиссию по развитию Арктики, постарался разрядить возникшую напряжённость. Открывая пленарное заседание, вице-премьер заявил: «Мы верим, что в Арктике наступает время серьёзных изменений. Цель этих перемен — не освоить природные ресурсы, а сохранить присутствие человека в Арктике, выстроить для него видимые долгосрочные перспективы. Нашу арктическую территорию мы воспринимаем как территорию для жизни, несмотря на то, что жизнь там сложная и требует новых технологий, которые бы обеспечили комфортное пребывание наших граждан в арктической зоне. Желание людей поехать в Арктику и навсегда связать с ней свою судьбу должно стать главным показателем нашей эффективности. В конечном счёте все усилия по освоению региона должны оцениваться по тому, насколько ощутимо повышается качество жизни человека».

Дмитрий Рогозин также отметил, что правительство страны утвердило новую редакцию государственной программы развития арктической зоны до 2025 года, заложив на её финансирование в федеральном бюджете, несмотря на сложную экономическую ситуацию, более 190 миллиардов рублей. Эти деньги распределят по трём ключевым направлениям — на развитие опорных зон, реанимацию Северного морского пути и создание новых технологий.

— Фактически мы получили ещё один дополнительный источник финансирования для решения приоритетных задача в Арктике, — подчеркнул докладчик. — Ведь помимо этих средств государство уже вкладывает средства в строительство новых ледоколов, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, очистку и рекультивацию арктических территорий. Впереди принятие федерального закона по Арктике. На этом мы не остановимся. Планируем совершенствование всей нормативной базы, регламентирующей жизнедеятельность в арктической зоне. Она не должна отставать от перемен!

«Выкопать и бросить»?

Уже на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики её председатель предложил создать рабочую группу, чтобы устранить подводные камни в законопроекте об арктической зоне и усовершенствовать сохраняющуюся зачастую ещё с советских времён нормативно-правовую базу.

Одной из главных тем в повестке заседания стало обращение с отходами. Дмитрий Рогозин приравнял опасные отходы в Арктике к химическому оружию, поскольку в условиях вечной мерзлоты при экстремально низких температурах почва обладает крайне низким самоочищающимся потенциалом.

— Арктика сама не может переработать тот мусор, который оставляет после себя человек, — подчеркнул председатель комиссии. — Нельзя думать только о том, чтобы выкопать, извлечь, а потом бросить и уйти. Последствия такого подхода видим уже сейчас, когда вывозим большое количество бочек из-под топлива, которыми завален весь Крайний Север.
Дмитрий Рогозин считает необходимым разработать экономически эффективную и безопасную систему обращения с отходами, обратив особое внимание на ввоз товаров и оборудования в арктическую зону. И обеспечить контроль за вывозом образующихся отходов после завершения жизненного цикла предметов производства и потребления.

Стимул для волонтёра

Обращению с отходами, сохранению ранимой северной природы и ликвидации накопленного экологического ущерба в Артике были посвящены сразу несколько из трёх десятков панельных сессий и круглых столов.

Наш земляк Владимир Сысоев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, отметил, что освоение арктических территорий в нашей стране долгое время было ориентировано на получение экономической выгоды без учёта экологических и социальных последствий. В результате такого потребительского отношения к природе экологическая обстановка в Арктике оценивается как напряжённая. Земли и водоёмы не только захламлены, они подверглись химическому, бактериологическому и радиационному заражению. Причём масштабы бедствия никто до конца ещё не оценил. В реестре объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведёт Минприроды, значатся всего 102 объекта за Полярным кругом. Хотя только на Ямале необходимо ликвидировать как минимум 39 таких объектов. Если посмотреть на карту, которую составил «Гринпис России», возникает ощущение, что вся российская Артика — одна большая помойка.

На очистку Арктики и вывоз из тундры ржавеющей техники необходимы колоссальные средства. Участники форума поддержали предложение Владимира Сысоева привлечь к ликвидации свалок бизнес, создав специальный фонд, в том числе и за счёт экологических отчислений работающих в Арктике компаний. Правительству страны рекомендовали также как можно скорее утвердить порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Пока же регионы стараются очистить Заполярье собственными силами, с привлечением волонтёров. Пример другим здесь подаёт Ямал. Владимир Пушкарёв, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока, пять лет назад стоял у истоков волонтёрского движения по генеральной уборке на острове Белый. Там, куда ещё недавно без слёз и взглянуть было нельзя, теперь растёт трава, гнездятся редкие птицы и разгуливают целыми семействами белые медведи. И всё благодаря тому, что правительству Ямала удалось консолидировать усилия власти, бизнеса и общества.

Депутат убеждён: именно таким совместным проектам необходимо в первую очередь оказывать поддержку из федерального бюджета. Народный избранник предлагает доработать проект закона о волонтёрстве, включив в него добровольных экологов. А заодно подумать над тем, как стимулировать инициативных ребят, бесплатно таскающих мусор в своё свободное время. Предусмотреть для них, скажем, дополнительные бонусы при поступлении в вуз или устройстве на работу.

Александр Мажаров, заместитель губернатора Ямала, задал волнующий всех вопрос: «Что делать с металлоломом, который мы ежегодно тысячами тонн собираем в Арктике? Как его оттуда вывезти? С нас требуют документы, что он наш. А он по определению не может быть нашим, поскольку нефтегазоразведочной экспедиции давно нет. Обращаемся в суд с просьбой определить принадлежность металла, но суд ничего не решает. Мы оказались загнаны в тупик».

К решению проблемы готов подключиться Владимир Бурматов, председатель Комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды. В любом из регионов на выбор он предлагает провести выездное заседание комитета.

— Прямо в резолюции определите ответственного, — советует глава комитета. — На следующей неделе я жду этого человека в Госдуме. Буду признателен за конкретные наброски по изменению законодательства.

К слову, «ответственным» на форуме определили ямальца Александра Мажарова.

Ворота Арктики

В качестве примера для других на протяжении двух дней то и дело приводили «Газпром нефть». Шла ли речь об экологии, социальном развитии регионов или освоении ресурсов. Визитной карточкой компании в Заполярье по праву считается нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», что гордо вознёсся над Обской губой на 63 метра. Он позволяет круглый год отправлять по Северному морскому пути лёгкую низкосернистую нефть с Новопортовского месторождения — до 8,5 миллиона тонн в год. При экстремальных условиях — дрейфующих торосах, льде толщиной более 2,5 метра, сбивающем с ног ветре. Фундамент терминала опирается на 12 мощных свай, уходящих в морское дно на 85 метров.

Полностью автоматизированный комплекс, которым управляет оператор с «большой земли», решил одновременно сразу несколько задач: технологическую — по отгрузке нефти (над этой проблемой нефтяники бились половину века с момента открытия тюменскими геологами богатейших залежей на полуострове Ямал) и экологическую, минимизировав издержки для окружающей среды. Ведь иначе пришлось бы тянуть по тундре до ближайшей нефтеперекачивающей станции 800-километровый трубопровод. К слову, спроектирован и работает терминал по принципу нулевого сброса, исключающего попадание любых посторонних веществ в акваторию. С минимальным ущербом для природы обустроено само месторождение: все здания и трубопроводы, чтобы не нарушить вечную мерзлоту, приподняты на сваях, защищённых термоизоляционными материалами.

Моржи — соседи

Ралиф Гильфанов, генеральный директор дочернего предприятия «Газпром нефть шельф», представил участникам форума ещё один амбициозный проект компании — первой и пока единственной российской ледостойкой платформы «Приразломная». Автономный комплекс на арктическом шельфе ведёт бурение скважин, добычу и отгрузку нефти.
Особое внимание на платформе уделено экологии. Здесь применена та самая технология нулевого сброса. Воду для технологических нужд забирают через специальные рыбозащитные устройства. Для снижения шумового воздействия вертолёты, доставляющие персонал, совершают полёты над морем на высоте не ниже 500 метров. Как показывают независимые исследования, усилия по поддержанию экосистемы себя оправдывают. С появлением платформы численность моржей, равно как и места их лежбищ, не изменилась.

Анатолий Брехунцов, генеральный директор Сибирского научно-аналитического центра, предлагает участникам форума заглянуть в не столь уж и отдалённое будущее: только в акватории Карского моря запланировано строительство 16 аналогичных нефтяных платформ, обслуживать их будут четыре сотни судов. Движение судов в Арктике станет таким же активным, как движение машин в центре Тюмени.

Родные города

Не забывает «Газпром нефть» и про регионы присутствия. В рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компания строит на Ямале многофункциональные спортивные комплексы, ледовые дворцы, бассейны и школы.

С приходом нефтяников в Новопортовскую тундру, например, жизнь в рыбацком селе заметно оживилась. Появилась не только работа. На берегу Оби вырос целый микрорайон из красного кирпича. Квартиры в новых домах получили вчерашние обитатели покосившихся от времени «деревяшек». Центральную площадь возле Дома культуры вымостили плитами, поставили фонари. Школьники и студенты, чьё волонтёрское движение поддерживает компания, всерьёз взялись за благоустройство родного села. Вместе с нефтяниками расчистили берег от накопившегося за десятилетия мусора, обустроили невиданные доселе на Крайнем Севере цветники и газоны.

При поддержке нефтяников реализуется не менее серьёзный проект — образовательный. «Газпром нефть» закупила для школ регионов присутствия, в том числе и в Новом Порту, современное лабораторное оборудование. Вложения уже показали свою эффективность. Буквально накануне форума компания подвела итоги третьего межрегионального турнира по нефтегазовой тематике «Умножая таланты», в котором приняли участие почти две с половиной тысячи учеников. Командам, прошедшим отборочные турниры, пришлось не просто решать конкретные задачи, связанные с добычей и переработкой нефти, но и защищать свои проекты перед профессиональным жюри. Финалисты получили сертификаты, гарантирующие дополнительные баллы при поступлении в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Не исключено, что и не попавшие в финал ребята по окончании школы выберут профессию нефтяника. На Ямале и в Арктике работы для них — непочатый край.


16.12.2017 г. | 740