Осенью 2017 года депутаты Смоленского горсовета приняли решение о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте с 16 до 18 рублей. Проездной на один вид транспорта стоит 900 рублей, а на 2 вида – уже 1190 рублей. Корреспондент «ГТ» Сергей Нишпал решил провести параллели с тем, как работает общественный транспорт в других городах и странах, а также сравнить ситуацию со смоленской транспортной системой

Тариф ползет вверх: Смоленск против всех
шаблон, метро, поездной

Москва

Естественно, основой всей системы служит метро. На него приходится основная доля перевозок пассажиров. Тарифы достаточно часто меняются и очень вариативны. Последнее изменение тарифов произошло 1 января этого года и составило в среднем около 7,5%. На данный момент, если вы не студент, который может воспользоваться скидкой в 75% относительно базового тарифа (и, соответственно, платит за месяц пользования всей транспортной системой всего лишь 380 рублей), то самый выгодный вариант – карта «Тройка». Ее удобство заключается в следующем: когда кладешь деньги на карту, они там сохраняются. И если она тебе больше не нужна, то их можно вернуть, просто сдав карту в кассу. Также огромным плюсом является приятная стоимость одной поездки – 35 рублей против 55, если покупать обычный билет на одну поездку в любом виде транспорта. Более того, есть и тариф, который является одним из самых популярных в Европе, – это комбинированный. Его суть заключается в том, что ты покупаешь билет не на количество поездок, а на определенный срок, во время которого можно менять транспортные средства любое количество раз. Стоимость такого билета в Москве на данный момент составляет 54 рубля за 90 минут. Также стоит отметить, что залоговая стоимость карты «Тройка» – 50 рублей, но, как уже и было написано выше, залог можно вернуть.

Что касается проездных документов на длительный срок, то, например, проездной по той же карте «Тройка» на 30 дней обойдется в 2000 рублей.

С 2016 года московскими властями начата реформа по отказу от маршрутных такси, которые предлагают свои услуги иногда даже дешевле, чем муниципальный транспорт, то есть от 30 рублей за вход и выше. Однако пока полностью решить этот вопрос так и не удается из-за серьезных перебоев с подачей дополнительных единиц транспорта в дальние районы Москвы и пригороды.

Тариф ползет вверх: Смоленск против всех

Стамбул (1 турецкая лира = 15,5 российского рубля)

Ситуация с транспортной системой в Москве очень напомнила мне турецкий путь. Например, главный мегаполис – Стамбул. Здесь большое количество маршрутных такси. Качество и комфорт оставляют желать лучшего, однако насчет цены иногда можно договориться с самим водителем на входе. По сути, фиксированной цены не существует. Намного лучше ситуация обстоит с муниципальным транспортом, однако, если сравнить с Россией, есть ряд нюансов.

В муниципальном транспорте там используется три вида билетов.

Первый – обыкновенные жетоны. Это самый невыгодный вариант. Стоимость жетона (перевожу в российские рубли) – 60 рублей.

Второй – специальные карточки на какое-то количество поездок. К примеру, по этой карточке 2 поездки стоят 107 рублей, а 10 поездок – 450 рублей. Но тут и скрывается самое важное отличие! Турецкий перевозчик считает за одну поездку один проезд где угодно. Вплоть до того, что пересадка между разными ветками метро – это уже вторая поездка. Поэтому у местных жителей и даже у туристов очень популярен третий вариант.

Третий – аналог московской «Тройки» – Istanbulkart. Это также карта с залоговой стоимостью, но, к сожалению, не всегда возможно вернуть залог за карту, который, по версии официального сайта, фиксирован, но на деле может «скакать» от 90 до 150 рублей. Получить такую карточку в метро невозможно, а только в мелках киосках. Выгода этой карточки очевидна. За первую поездку необходимо заплатить всего лишь 33 рубля, далее, если в течение небольшого времени тебе нужно совершить пересадку, то цена будет еще ниже. За первую – около 22 рублей, за вторую – около 17, за третью и далее – около 13.

Тариф ползет вверх: Смоленск против всех

Польша (1 польский злотый = 16 российским рублям)

В столице страны – Варшаве – также единая система общественного транспорта. По одному билету можно ездить на любом виде транспорта. Основные билеты – временные, но есть и проездные на срок от одного дня до трех месяцев.

Билет на 20 минут стоит 55 рублей (в переводе на наши деньги), на 75 минут – уже 70, а билет на 24 часа стоит 245 рублей. Также есть очень интересные предложения для туристов, которые приезжают в Варшаву на выходные. Если путешествуешь в одиночку, то билет, действующий с 19.00 пятницы и до 8.00 понедельника, обойдется всего лишь в 390 рублей, а если перемещается большая группа людей, то выгоднее взять такой же билет, но групповой. По нему могут проехать 5 человек за 650 рублей.

Что касается длительных проездных, то стоимость проездного на 30 дней составляет 1785 рублей, а на 90 дней – 3730 рублей. Также для всех видов билетов имеется огромное количество скидок для пожилых людей, студентов, школьников и так далее. Обычно размер скидки составляет 50%, но бывают исключения в большую сторону.

Что касается небольших городов, то хорошим примером служит Бяла-Подляска. Небольшой городок, расположенный недалеко от границы с Беларусью, с населением около 60 тысяч человек, имеет только автобусную сеть. Однако транспорт там четко следует расписанию, а тарифы – следующие… Обыкновенный билет на однократный проезд стоит 45 рублей. Если кому-то необходимо сделать пересадку, то есть билет на 60 минут, и стоит он уже 60 рублей. Есть очень необычный билет – только на 6 остановок, его стоимость составляет 36 рублей. Проездной на 30 дней обойдется в 100 рублей, а на 90 – в 2000.

Тариф ползет вверх: Смоленск против всех

Франция (1 евро = 69 российским рублям)

В Париже используются разовые билеты и проездные, стоимость которых зависит от количества необходимых зон. Обычно туристов интересуют только 1 и 2 зоны. Однократный билет стоит 130 рублей, если покупать у водителей – на 10 рублей дороже. Это очень частое явление в Европе, так как практически по всему континенту отсутствуют кондукторы, а билеты продает только водитель. Стоимость там всегда выше, чем если покупать билет в кассе, аппарате или интернете. Причем иногда надбавка за приобретение билета у водителя может составлять до 100% от его первоначальной стоимости. Что же касается Парижа, то для туристов есть способ сэкономить, если использовать «карнет», то есть брать сразу 10 билетов, – это обойдется дешевле. Экономия около 1000 рублей.

Что касается местных, то они чаще всего используют проездные на 30 или 365 дней. Проездной на все 5 зон (включая все пригороды Парижа) стоит 5180 рублей за месяц, а годовой – 57 000.

Ну и, конечно же, российские регионы пока еще отличает низкое качество транспорта, отсутствие четкого расписания (а иногда и даже отсутствие самих остановок). Несмотря на большое количество красивых и древних мест, близость Европы и границы с Белорусью, Смоленск пока еще не стал городом, где туристическая отрасль была бы развита хорошо – этот фактор тоже влияет.

Что еще хочется отметить

В большинстве городов Европы имеется ночной транспорт (обычная периодичность – один рейс в 1–1,5 часа). Однако часто за него необходимо платить отдельно.

В Европе для общественного транспорта практически не используются маршрутные такси.

Часто в европейских городах можно встретить метро без турникетов или трамвай без кондуктора. Соблазн не оплачивать весьма недешевый проезд велик, но часто на линиях работают контролеры, которые в случае поимки «зайца» выпишут ему штраф, который также велик и, например, в Польше может составлять от 3000 рублей.

Автор Сергей НИШПАЛ