Позиция Якутии: Изменения в налоговое законодательство должны вводиться с учетом особенностей регионов

КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТИ:

Акимов Александр Константинович
Cенатор от республики Саха (Якутия)


Особенно в районах крайнего Севера нагрузка на бюджет усиливается. Экономика республики, учитывая все представленные данные – растет, но к сожалению качественные показатели ухудшаются.

ИА SakhaNews. Изменения в налоговое законодательство должны вводиться с учетом особенностей регионов, разрабатываться и приниматься при их участии. Эта позиция Якутии была изложена на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в докладе председателя Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрия Николаева.

13 декабря в Совете Федерации Федерального Собрания РФ начались Дни субъекта. В этот день члены Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрели вопросы совершенствования налогового законодательства на примере Республики Саха (Якутия).

Подробный отчет с расширенного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам представила пресс-служба Ил Тумэна.

«Юрий Николаев отметил, что несмотря на удаленность, климатические условия и неразвитость инфраструктуры, Республика Саха (Якутия) за последние годы достигла существенного роста показателей валового регионального продукта и инвестиций, что способствовало росту поступления налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.

«Если за 2010 год с территории Республики Саха (Якутия) налогов было собрано в размере порядка 65 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет было перечислено 18 млрд. рублей, то за 2016 год эта цифра достигла порядка 159 млрд. рублей, а в федеральный бюджет перечислено 46 млрд. рублей», -- сказал парламентарий.

Народный депутат указал на существующие риски отсутствия роста налоговых доходов бюджета Якутии в будущем периоде.

Как сообщил парламентарий, в последние несколько лет налоговое законодательство прошло значительную «трансформацию». Были введены институты консолидированных групп налогоплательщиков, региональных инвестиционных проектов и территорий опережающего социально-экономического развития.

«В период 2017-2020 годы ставка суммы налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, увеличена на 1%, соответственно уменьшилась ставка для субъектов Российской Федерации. В ближайшее время планируется ввести «налог на добавленный доход» и «инвестиционный налоговый вычет». Все указанные решения оказывают влияние не только на доходы федерального бюджета, но и на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации», - подчеркнул Юрий Николаев. – «К сожалению, такие факторы как институт «консолидированных групп налогоплательщиков» и льготы по инвестиционным проектам в совокупности увеличивают риски отсутствия роста налоговых доходов регионов».

Относительно участников консолидированных групп налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), Юрий Николаев отметил, что в Якутии стабильно растет добыча нефти. В 2016 и 2017 годах отрицательные курсовые разницы участника консолидированных групп налогоплательщиков перекрыли операционную прибыль. Тем самым, при росте производственных показателей, увеличении добычи оценка поступления налога на прибыль в текущем году от участника консолидированных групп налогоплательщиков оценивается со знаком «минус» - за счет возвратов по декларациям, представленным «к уменьшению» налога на прибыль за счет отрицательных курсовых разниц - так называемого «бумажного» убытка Компании. «Сегодня участники инвестиционных проектов и резиденты территорий опережающего социально-экономического развития пользуются льготами по двум ключевым налогам – налог на прибыль и налог на прибыль от добычи полезных ископаемых», - подчеркнул депутат.

По словам парламентария, именно преобладание горнодобывающей отрасли в структуре экономики республики и, соответственно, значительный удельный вес платежей горнодобывающих предприятий в налоговых доходах, в отличие от других субъектов Российской Федерации, усиливает влияние льгот, предоставленных на федеральном уровне участникам региональных инвестиционных проектов и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития.

Как сказал парламентарий, в прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2018 год, более 16% от объема добычи золота приходится на участников региональных инвестиционных проектов.

«Должен быть выработан механизм компенсации недопоступления доходов в связи со льготами, предоставленными на федеральном уровне. Механизм обязательно должен начать действовать с 1 января 2019 года», - отметил Юрий Николаев.

Народный депутат также остановился на проблеме отсутствия нормирования в виде полевого довольствия. «До 2009 года, в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1994 года, размеры компенсационных выплат в виде полевого довольствия подлежали нормированию», считает парламентарий.

Юрий Николаев обратил внимание участников на то, что отмена указанного постановления привела к фактической замене части сумм, выплачиваемых работникам в качестве оплаты за работу, на выплаты в виде полевого довольствия и к исключению указанных сумм из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что, соответственно, привело к необоснованным выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, которые не подлежат оценке.

«По данным за 2015-2016 годы удельный вес выплат в виде полевого довольствия в фонде оплаты труда пяти золотодобывающих организаций варьировался в пределах от 20,6% до 57,5%», - констатировал народный депутат Якутии. – «По усредненным расчетам объем выпадающих доходов бюджета Республики Саха (Якутия) по налогу на доходы физических лиц в виду отсутствия ограничения выплат в виде полевого довольствия составляет порядка 160 млн. рублей».

Юрий Николаев указал на то, что выход из данной ситуации заключается во внесении изменений в налоговое и трудовое законодательство в части закрепления нормирования выплат в виде полевого довольствия и установления понятийного аппарата по данной теме.

«Республика Саха (Якутия) подготовила соответствующие проекты федеральных законов, в соответствии с которыми в Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается предусмотреть ограничение размера не облагаемых налогом на доходы физических лиц сумм полевых выплат, одной второй частью действующего в регионе размера минимальной заработной платы, поделенное на среднемесячное число календарных дней, а в Трудовом кодексе Российской Федерации - закрепить понятие «полевых условий работы», - отметил парламентарий.

Юрий Николаев внес предложение рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать и обеспечить принятие нормативных правовых актов Правительства Российской федерации и федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих нормирование компенсационных выплат в виде полевого довольствия.

В завершение своего выступления, народный депутат озвучил проблему всех дальневосточных регионов: «Геополитическое развитие стратегического макрорегиона России – Дальневосточного федерального округа – напрямую зависит от инфраструктурного развития каждого из дальневосточных регионов. Мы разные, но проблемы у нас одни – это проблемы инфраструктурного характера. Чтобы создать условия для ускоренного развития макрорегиона эти проблемы должны быть решены в первую очередь», - подчеркнул Юрий Николаев.

Таким образом, для решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным по развитию Дальнего Востока, председатель профильного комитета парламента Якутии предложил рассмотреть вопрос о целевом направлении разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, по участкам недр, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения, на создание объектов инфраструктуры через государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Штогрин, в свою очередь, отметил, что по налоговым доходам на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков в бюджет республики в 2016 году поступило порядка 9 млрд. рублей. «Поэтому за счет развития производства, в основном добычи нефти, в Якутии произошел рост поступлений по налогу на прибыль», - отметил аудитор Счетной палаты России.

Он также отметил, что сложная ситуация в регионе имеется по транспортному налогу. «При уплате за год 475 млн. рублей задолженность на 1 января 2017 года составила 851 млн. рублей, соотношение 179%», - сказал Сергей Штогрин.

Представитель департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации отметил, что Министерством финансов Российской Федерации предложения, внесенные Республикой Саха (Якутия) в отношении консолидированных групп налогоплательщиков и полевого довольства концептуально поддерживаются. «Что касается разовых платежей за пользование недрами, у Министерства финансов России позиция отрицательная», - отметил представитель Минфина России.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов выразил благодарность Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам за предоставленную возможность представить предложения Республики Саха (Якутия) в расширенном заседании комитета Совета Федерации и отметил, что сегодня рассматривается только один аспект – совершенствование налогового законодательства. «Особенно в районах крайнего Севера нагрузка на бюджет усиливается. Экономика республики, учитывая все представленные данные – растет, но к сожалению качественные показатели ухудшаются», - подчеркнул сенатор.

Александр Акимов также рекомендовал сенаторам и представителям федеральных исполнительных органов обратить внимание на вопрос разовых платежей за пользование недрами.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин указал на то, что профильным комитетом Совета Федерации сформулирован пакет предложений, который будет рассмотрен в заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам 26 декабря 2017 года.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба указал на то, что предложения, обозначенные Республикой Саха (Якутия), безусловно поддерживаются. «По принятию решений на федеральном уровне, которые связаны с выпадающими доходами по региональным местным налогам, у нас однозначная позиция – они должны приниматься только с решения субъекта Российской Федерации», - сказал Виталий Шуба.

«Республика Саха (Якутия) – это не Тамбовская, не Рязанская область – это Арктический регион, где есть некоторые места, куда топливо доставляется по два года. Поэтому по тем территориям, особенно по Республике Саха (Якутия), методология Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению помощи субъектам по транспортному развитию должна быть индивидуальной», - подчеркнул член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Ростислав Гольштейн.

После обсуждения вопроса совершенствования налогового законодательства участники заседания приняли решение рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать механизм компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи со льготами по региональным и местным налогам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; разработать и обеспечить принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих нормирование компенсационных выплат в виде полевого довольствия; рассмотреть вопрос о целевом направлении разовых платежей за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, по участкам недр, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов и участков недр местного значения, на создание объектов инфраструктуры через государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Источник: www.1sn.ru


16.01.2018 г. | 25165