Эксперт-эколог Юрий Коробов о поправках в закон о водоохранной зоне

Внутренний туризм в России переживает настоящий бум: от суровых арктических просторов до живописных рек и лесов средней полосы. Согласно данным Центра стратегических разработок, в 2024 году регионы Русского Севера и Арктики посетили 3 миллиона человек, что на 7% больше, чем в 2023 году. Туроператоры предлагают морские круизы, рафтинг, катание на лодках, рыбалку и охоту, лыжные и пешеходные маршруты.
Как рассказал изданию «АрхПерспектива» эксперт, председатель Совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов, начиная с 2000 года, экспедиционным центром Русского географического общества ежегодно в апреле создается дрейфующий ледовый лагерь Барнео, где организуются различные зимние активности. Тем не менее, с ростом туристического потока неизбежно связаны и экологические проблемы.
Главный враг рек
Одна из самых острых проблем — это отходы, которые туристы оставляют после себя. Реки, исторически служившие артериями жизни, сегодня страдают от несанкционированных свалок и бытового мусора. По словам Росприроднадзора, ежегодно в российские водоёмы попадает около 400 тысяч тонн отходов, значительная часть которых связана с туристической активностью.
Кроме того, существует акустическое загрязнение, мешающее рыбам нереститься. Несмотря на существующие нерестовые запреты, их соблюдение контролируется далеко не всегда.
Дороги в водоохранных зонах: решение или новая угроза?
Не так давно был внесен законопроект о временных дорогах в водоохранных зонах. Планируется создание сезонных дорожек из экологически безопасных материалов, которые должны сноситься после завершения туристического сезона. Однако, как сообщает «Версия», эксперт-эколог Юрий Коробов видит в этом серьёзные риски.
«Нет ничего более постоянного, чем временное», — говорит Юрий Анатольевич. Он подчеркивает, что необходимо четко регламентировать срок эксплуатации таких дорог и контролировать их демонтаж. Важно предусмотреть обязательные проектные изыскания и экспертизы, чтобы избежать хаотичного использования природных территорий. К сожалению, на практике часто оказывается, что рекультивация остается лишь на бумаге.
Глэмпинг как альтернатива хаотичному туризму
Глэмпинг — это новый формат экотуризма, который сочетает комфорт и близость к природе. Однако его развитие также должно управляться строгими экологическими стандартами, и только тогда он сможет стать настоящей альтернативой хаотичному туризму.
По словам координатора специального проекта Национального экологического корпуса Юрия Коробова: «На сегодняшний день Правительство активно вводит меры поддержки бизнеса и населения, но изменения в отношении людей к природе происходят медленно. Недостаточная инфраструктура часто становится причиной несоблюдения правил, и туристы оставляют отходы в ненадлежащих местах».
Принцип «загрязнитель платит»
Принцип «загрязнитель платит», предложенный Президентом России Владимиром Путиным, требует применение к туристическому бизнесу. Однако пока он неэффективен. Ответственность за экологию должна стать неотъемлемой частью работы туроператоров, и штрафные санкции за нарушения должны быть увеличены, чтобы они действительно работали.
Внутренний туризм в России имеет огромный потенциал, но его развитие должно сопровождаться строгим экологическим контролем. Законодательные инициативы должны предусматривать не только развитие инфраструктуры, но и реальную защиту природы от негативного воздействия. Мы должны помнить главное правило ответственного путешественника: «Отдохнул — убери за собой».
«Считаю, что в предложенной редакции законопроект не гарантирует отсутствия возможности злоупотреблений со стороны лиц, осваивающих земельные массивы в рекреационных целях, и требует доработки. Без этих шагов внутренний туризм может превратиться из драйвера экономики в разрушительную силу для природы», — подводит итог Юрий Коробов.
07.04.2025 г. | 329