Научно-Внедренческое предприятие «Сибирские программы С.Н.Б.» ежегодно вывозит около 30 тыс тонн хлама с арктических территорий – 600 товарных вагонов. Об этом Arcticway.ru сообщил гендиректор предприятия Валерий Семенков.
«С 1995 года, после всех согласований с соответствующими федеральными госструктурами - Минобороны, ФСБ, Минатомом и др. - наше предприятие занимается очисткой территории Арктики, в том числе в местах дислокации Центрального ядерного полигона РФ на островах Новая Земля, и северных районов европейской части РФ, от превратившихся в хлам разного рода продуктов северной урбанизации в период существования СССР и брошенных там после его ликвидации, - рассказывает В.Семенков. - Это железобетонные сооружения (бетон с металлической арматурой внутри), железнодорожные пути (рельсы, шпалы и соответствующая железнодорожная инфраструктура), вагонетки, контейнеры, цистерны для перевозки нефтепродуктов и разного рода химии, металлические бочки,, банки разной величины и прочая тара, крупногабаритные металлоконструкции,,техника геологораз-ведки, тяжёлая автотракторная техника, как правило, десятки лет назад увязшая в болоте и просто брошенная в тундре, со временем «вросшая» в землю, отслужившие свой век электростанции и пришедшие в негодность кабельные линии электропередач, брошенные военные объекты и фрагменты военной техники, брошенные жилые, технические, хозяйственные строения, антенные поля, повсюду свалки бытовых отходов и т.п. Всё это принимает характер раковых метастаз, распространившихся по телу Арктики».
«Сбор, демонтаж и транспортировку на материк этого хлама, по-научному ― «продуктов экологической очистки», для утилизации, можно осуществлять только в период арктической навигации и при отсутствии снежного покрова ― с июня или июля по ноябрь в течение 5 – 6 месяцев. Но, несмотря на достаточно короткий период навигации, ежегодно вывозится до 30 тыс тонн таких отходов! По объёму это примерно 600 товарных вагонов. Можете себе представить, насколько там всё захламлено», - подчеркивает гендиректор НВП «Сибирские программы С.Н.Б.» .
«По моему мнению, до 1995 года ни в СССР, ни в постсоветской России приведением в порядок загаженной северной территории вообще никто не занимался. Мы ― первые, кто это делает, причём на условиях самофинансирования, покрывая свои расходы за счёт продажи собранного там металлолома коммерческим структурам.
Нынешняя же государственность РФ, в целом управленчески несостоятельная, в лице военного ведомства к этому очень важному делу относится индифферентно. Типа: с вами согласовали условия, «навар» имеете, ну и валяйте..., из бюджета финансировать не будем, денег нет, есть дела поважнее, и вообще в этом деле «наша хата скраю...», а с надзорными, правоохранительными и прочими местными «органами в законе» договаривайтесь сами... И, на мой взгляд, если вышеперечисленный мусор собирать только на территории островов Новая Земля, демонтировать, извлекать из почвы, болот и вывозить такими темпами, как сейчас, понадобится ещё лет десять. А за это время из-за этого мусора в природе возникнет ещё много аномальных явлений, приносящих вред здоровью людей! Мало того, во многих местах приходится делать рекультивацию территории ― снимать на разную глубину, вывозить и утилизировать на специальном полигоне слой почвы, пропитанный нефтепродуктами. А помимо нанесения ущерба северному региональному биоценозу указанным образом, ущерб наносится и иным образом ― применением тяжёлой гусеничной техники в тундре. Гусеничный след на её почве рассасывается только через 8-10 лет!
Но самый большой вред северному региональному биоценозу и биосфере в целом принёс ядерный полигон. За весь период его интенсивного функционирования с 1954 по 1991 г) там было произведено более 140 испытаний ядерного оружия. Самый мощный ядерный взрыв ― 50 мегатонн ― был произведён на нём в хрущёвские времена; взрывная волна от него несколько раз обогнула Земной Шар...
Все вышеперечисленные потравы нашей общей среды обитания в северной её части указывают на то, что посредством техносферы человек вступил с ней в противоречие.
В этом заключается ошибка всего нашего общества - в бездумном, безответственном использовании элементов техносферы в естественной среде обитания, руководясь исключительно преходящими конъюнктурными политическими, финансовыми и иными амбициозными интересами. О последствиях же, о будущем, хотя бы на 200 лет вперёд, никто из «сильных мира сего», к сожалению, не думает», - полагает учёный.
«Вопросом «Как гармонично совместить техносферу с биосферой?» занимается наука ― экология. Первопроблема экологии — биосферно-допустимый объём производства техногенной энергии и распределение её потребления, удовлетворяющие двум ограничениям. Первое. В ходе работы технических энергоустановок не должны возникать продукты распада энергоносителей, не свойственные естественному круговороту веществ в природе, как по своему качественному составу, так и по количественному уровню выброса каждого из них. Соответственно этому, вся энергетика на основе ядерных реакций распада является биосферно недопустимой, поскольку под воздействием продуктов распада ядерного топлива способна измениться вся биосфера. Второе. Техногенные энергоинформационные потоки в регионах производства, транспортировки и потребления энергии не должны вызывать искажения естественно-природных энергопотоков и их сезонной ритмики в таких масштабах, чтобы происходили климатические изменения, влекущие за собой разрушение биоценозов. Отсюда глобальная задача общества ― как можно быстрее найти путь решения этой первопроблемы», - заключил В. Семенков.
Фото предоставлено В.Семенковым
[!gallery!]