Тел: +7(8182) 47-02-46 | Mail: info@arcticway.ru



«Баренцкомур» вместо «Белкомура»

проложить железнодорожную магистраль с Урала через Сосногорск в Ненецкий автономный округ к порту Индига (проект "Баренцкомур") предложил заведующий сектором центра научного сопровождения Морской коллегии при правительстве РФ, кандидат военных наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке Артур Иняков. Об этом сообщает пресс-служба администрации НАО со ссылкой на публикацию в журнале «Морские порты».

По мнению эксперта, одной из важных проблем, которая угрожает национальной безопасности России, является отсутствие достаточных портовых мощностей в стране. Так, порядка 100 миллионов тонн российских грузов переваливается через порты стран Прибалтики и Украины. Решить проблему может только развитие отечественных портов, причем следует учитывать то, что основную долю экспорта составят энергоресурсы, металлы, минеральные удобрения, лес.

Как считает профессор, приоритет в строительстве новых портов должен быть отдан Дальневосточному и Северному бассейнам. «На Севере новые портовые мощности обязательно должны быть созданы еще и потому, что это связано с началом разработок шельфовых месторождений Штокмана и необходимостью в дальнейшем выводить полноценные грузопотоки на перспективный Северный морской путь для обеспечения связей со странами ЕЭС, США и Канадой», — отмечает А.Инякин.

Поскольку морские перевозки кратно дешевле сухопутных, необходимо выбирать места для новых портов с расчетом на максимально короткое «плечо» перевозок из главных промышленных и добывающих регионов РФ, полагает ученый. Также важна пригодность акватории порта для приема крупнотоннажных судов (дедвейтом от 150 до 300 тысяч тонн).

«Однако естественных глубоководных бухт на морском побережье в России не так много, — отмечает А.Инякин. — Такой способностью на всем российском Севере обладают только Кольский залив, где расположен Мурманский порт, и губа Индига в юго-восточной части Баренцева моря. Порты Балтики, а также Мурманск и Архангельск далеко отстоят от сложившихся районов добычи экспортных ресурсов и основных промышленных центров – Западной Сибири, Урала и Кузбасса. Поэтому транспортная стратегия и политика государства должны быть направлены на решительное ослабление этого недостатка».

Представитель центра Морской коллегии России критикует заявленный руководством Архангельской области проект строительства глубоководного порта в Архангельске мощностью 50 миллионов тонн грузов в год. А.Инякин указывает в своей статье, что гидрологические условия в устье реки Северная Двина позволяют обрабатывать лишь такие суда, дедвейт которых нерентабелен для океанских перевозок. К тому же, грузооборот порта в Архангельске в 2005-2009 годах снизился с 6,5 миллионов тонн до 3,5 миллионов.

Выход эксперт видит в строительстве порта в поселке Индига, расположенном на территории НАО, где природные условия благоприятны для приема крупных судов. «Самым коротким плечом для доставки экспортных грузов Кузбасса к морскому побережью, а это порядка 100-120 миллионов тонн угля в год, является маршрут от Кузбасса к губе Индига; для этого потребуется завершение строительства железнодорожной ветки от Севсиба – «Баренцкомур», — пишет в своей статье ученый.

Аналогично обстоит ситуация и в случае экспорта нефти и газоконденсата из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов – при реализации проекта по прокладке трубопроводов к Индиге мощностью 80 миллионов тонн.

Напомним, как ранее сообщил в интервью «КомиОнлайну» губернатор НАО Игорь Федоров, руководство округа в числе приоритетов развития региона видит строительство железной дороги Сосногорск – Индига и морского порта в Индиге. Этот пункт вошел и в стратегию развития НАО до 2030 года, одобренную в апреле текущего года. Строительство железной дороги Сосногорск – Индига прописано и в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».

 

Просмотров: 1376

Фотогалереи

Суровые красоты Шпицбергена

Ненецкая тундра

Красоты Русского севера


Видео