Россия, несмотря на трудности из-за мирового экономического кризиса, будет реализовывать проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, заявил 9 декабря премьер-министр РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном.
"Известный проект Штокман в связи с событиями на мировом рынке был немножко приостановлен, но мы его все равно будем реализовывать, и французские компании будут там полноценными участниками", - заявил Путин.
Заявление премьера несколько разбавило тот негативный фон, который складывался в течение года вокруг газового «проекта века». В последнее время оператор Штокмана – компания Shotkman Development – всем своим видом дает понять, что трудности позади, и в марте 2011 г проект будет окончательно утвержден.
В феврале ShDAG планирует подвести итоги 14 тендеров по морской части проекта. Победителей планируется объявить в апреле 2011 г. За право построить уникальное самоходное технологическое судно (FPU) для Штокмановского месторождения борятся два международных консорциума Aker-Technip-SBM и Samsung-Sofec-Saipem. Последний имеет определенное преимущество, так как его проект предусматривает значительное участие российских субподрядчиков, в частности северодвинских «Севмаша» и «Звездочки», входящих в ОСК. Строительство корпуса FPU планируется завершить в 2012 г, полностью судно будет готово в 2015 г.
На победу в тендере по поставке труб большого диаметра для строительства подводного газопровода со Штокмана претендуют как иностранные, так и российские участники. ShDAG надеется, что заказ достанется отечественным компаниям, но для этого должны быть введены соответствующие льготы по НДС.
Тем не менее, пока не решен вопрос о выборе техрешения по транспортировке углеводородов со Штокман, давать оптимичестические реляции не имеет смысла.
Напомним, что именно техническая концепция проекта послужила яблоком раздора между двумя акционерами Штокмана – «Газпромом» и привела к кадровым зачисткам в Shotkman Development AG. Вариант ShDAG, активно лоббируемый Total, предусматривает схему "двухфазного потока" (газ плюс конденсат) транспортировки сырья на берег по трубопроводу протяженностью 600 км с последующей переработкой. Однако это решение вызвало жесточайшую критику специалистов ООО "Газпром добыча шельф" (держатель лицензии и оператор 2-й и 3-й фаз Штокмановского проекта). По мнению ГДШ, транспортировка по дну неочищенного газа на такое большое расстояние может привести к закупориванию трубы, что чревато непоправимыми последствиями. Газпромовцы предложили свою концепцию, согласно которой очистка газа будет происходить прямо в море, на специальной плавучей платформе, а полученный конденсат сразу отгружаться танкерами. По оценкам газовой монополии, экономия проекта в этом случае составит $11 млрд. «Однофазный» вариант «Газпрома», в свою очередь, вызывает справедливые упреки со стороны ShDAG в том, что подобных технологий (строительство плавучего перерабатывающего комплекса в условиях Арктики с функциями хранения и отгрузки конденсата) в мире не существует и совершенно невозможно просчитать все возможные риски. Стороны хотят определиться с выбором техрешения в конце января - начале февраля 2011 г. Какой будет итог переговоров, пока предугадать сложно.
Кроме того, по-прежнему, не ясна ситуация с рынками сбыта. Один из крупнейших импортеров российского газа США не только отказались от дополнительных поставок и начали реэкспорт «голубого топлива» в Европу. Рост объемов добычи сланцевого газа американскими компаниями и ввод новых заводов СПГ может полностью подорвать газовую гегемонию России не европейском рынке. В такой ситуации дорогой газ со Штокмана лишится потенциальных рынков сбыта и поставит крест на рентабельности проекта.
Штокмановское месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб м газа и 56,1 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка "Газпрома" расположены 3,8 трлн куб м газа и 53,4 млн тонн газового конденсата.
Партнерами ОАО "Газпром" по реализации Штокмановского проекта являются компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия). В феврале 2008 г "Газпром", Total и StatoilHydro подписали соглашение акционеров о создании компании специального назначения Shtokman Development AG для осуществления проектирования, разработки, строительства, финансирования и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Компания специального назначения будет являться собственником объектов первой фазы Штокмановского месторождения на протяжении 25 лет с момента ввода месторождения в эксплуатацию.
ООО «Газпром добыча шельф» (100-проц «дочка» ОАО «Газпром») создано в октябре 2008 г как компания специализирующаяся на освоении шельфовых месторождений.ООО «ГДШ» является заказчиком по обустройству Штокмановского ГКМ и строительства портового транспортно-технологического комплекса, включая завод по сжижению природного газа на берегу Баренцева моря (посёлок Териберка, Мурманская область, 2-я, 3-я фазы). Строительство объектов первой фазы освоения Штокмановского месторождения осуществляет Shtokman Development AG.
Просмотров: 674