Разработка Штокмановского проекта экономически неоправданна, заявил президент российского отделения Statoil Ян Хельге Скоген. По его словам, для реализации проекта нужны существенные налоговые послабления.
«Штокмановский проект требует создания с нуля всей инфраструктуры в Баренцевом море. Чтобы создать эту инфраструктуру, нужны огромные инвестиции. Такие инвестиции с учетом нынешней налоговой политики России делают проект экономически нецелесообразным», - передает слова Яна Хельге Скогена издание Oil & Gas Eurasia.
Эта очередной «фортель» норвежской компании, выкинутый в последнее время по поводу предстоящей разработки газового супергиганта. Еще осенью 2010 г после подписания проигрышного для России договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море, эксперты высказывали предположения, что Statoil может покинуть Штокмановский проект в виду его повышенной рискованности. Гораздо более привлекательными в глазах норвежцах выглядят шельфовые месторождения «серой зоны», с легкой руки отписанные российским президентом современным потомкам викингов.
В январе 2011 г «масла в огонь» подлил Wikileaks, опубликовав подробности встречи главы Statoil Хельге Лунда с американским послом в Норвегии Барри Вайтом. В беседе с послом в декабре 2009 г Лунд пожаловался на серьезные трудности в реализации Штокмановского проекта. Как пишет норвежская Aftenposten со ссылкой на опубликованные материалы, Лунд, в частности, заявил, «что он очень обеспокоен коррупцией, при этом, по его мнению, ситуация становится хуже». «Лунд также подчеркнул, что иметь дело с таким партнером по Штокману, как «Газпром», равносильно ведению бизнеса с российским государством. Совсем по-другому выглядит ситуация в сравнении с компанией «Лукойл», с которой сотрудничает в Ираке». Кроме того, на встрече с послом, Лунд назвал среди недостатков Штокмановского проекта неразвитость местной инфраструктуры в сочетании с требованиями российского налогового законодательства, риск низких цен на природный газ из-за появления сланцевого газа, а также общие «политические риски».
Вместе с тем, оператор проекта Shtokman Development AG (24% принадлежит Statoil, 25% - Total, 51% - «Газпрому») продолжает твердить, что согласно ТЭО, проект разработки Штокмановского месторождения технически реализуем и рентабелен.
При этом компания уточняет, что реализация проектов со столь продолжительным сроком окупаемости, сопряженных с необходимостью развития инфраструктуры, требует специальных рамочных условий, в том числе особого налогового режима. Предоставление налоговых льгот масштабным проектам -принятая международная практика.
Так, в начале 2000-х в налоговый режим Норвегии были внесены изменения, повышающие прибыльность инвестиций для «новичков» на шельфе. В частности, льготный налоговый режим был установлен для проекта «Сновит» («Белоснежка») в норвежской части Баренцева моря. Осенью 2010 года налоговые льготы были обещаны проекту «Ямал-СПГ».
«Применительно к Штокману также целесообразно принять решения по предоставлению дополнительных льгот, направленных на компенсацию затрат компании на развитие инфраструктуры всего региона, так как она облегчит будущие проекты на шельфе и послужит стимулом развития Мурманской области», - подчеркнул представитель Shtokman Development AG. По его словам, компания в сотрудничестве с партнерами ведет диалог по этому вопросу с соответствующими государственными органами.
Комфортное налогообложение в прошлом месяце пообещал премьер-министр Владимир Путин и шельфовым проектам «Роснефти» и ВР в Карском море. Относительно Штокмана представитель премьера Дмитрий Песков отметил, что проект действительно сложный, но величина его запасов - залог коммерческой привлекательности. Однако он не исключил, что для этого Штокмана налоговое бремя также может быть снижено. «Это решение носит системный характер, и сейчас оно в стадии проработки», - отметил он.
По мнению начальника отдела инвестанализа ГК «Алор» Дмитрия Лютягина, участники Штокмана смотрят на общий тренд по смягчению налоговой нагрузки для отдельных территорий. И сейчас они прощупывают почву на предмет послаблений и для своего проекта. В принципе, Штокмановский проект может быть рентабельным даже без масштабных налоговых льгот, считает старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Главным условием для этого должны быть привлекательные цены на газ в Европе и СПГ в Азии. Но европейские клиенты «Газпрома» настаивают на пересмотре контрактных цен, а в Азии штокмановский СПГ может встретить серьезную конкуренцию с австралийским и ближневосточным поставщиками, отмечает эксперт. Естественно, для уравновешивания рисков столь глобального проекта участникам хотелось бы заручиться налоговыми льготами, сообщает deita.ru.
Просмотров: 321