Тел: +7(8182) 47-02-46 | Mail: info@arcticway.ru



«Приразломная»: как создавался арктический миф

Амбициозные планы России по разработке Арктического шельфа могут рухнуть на первом же стратегическом проекте. Распиаренная на весь мир платформа «Приразломная» не только не готова к добыче нефти в условиях Арктики, но и начинает разваливаться по частям. Пользователи Интернета третью неделю обсуждают видео, на котором видно, как от уникальной ледостойкой платформы в Печорском море… отваливается трап. Единственное средство связи с судами снабжения.

«Жалкий лепет оправданья» «Газпром нефть шельфа» (оператора проекта) только усиливает комичность ситуации. По официальной версии компании, трап был временный, поэтому и отвалился. Почему его не сменили перед выходом на точку базирования, «Газпром» умалчивает. Автор выложенного видео утверждает совершенно обратное - ошибка конструкторов, которые не учли всех погодных особенностей Арктики.

Конструкторы конструкторами, но, похоже, что «Газпром», выгоняя платформу в море, и не собирался учитывать все нюансы тяжелейшего шельфового проекта. Мурманские журналисты за неделю до отправки «Приразломной» опубликовали шокирующее видео из недр арктического «чуда». Ржавеющее оборудование, облупившаяся краска, горы хлама. Неудивительно, если учесть, что возраст различных частей платформы колеблется от 15 до 27 лет. Источники на «Севмаше» утверждают, что «Приразломная» вышла на месторождение недостроенной. Не выводить ее было нельзя – безоговорочные сроки запуска проекта озвучивал сам Путин.

 Приразломная «шкура»

Перед началом Арктического форума все российские СМИ протрубили, что лидер нации нажмет в Архангельске на заветную кнопку и введет гигантскую конструкцию в эксплуатацию. На деле никакой кнопки не оказалось, и только замерзший Сечин мычал по видеосвязи что-то невнятное об экологической безопасности объекта.  Запуск снова перенесли, а все действо оказалось очередной порцией лапши на уши, щедро посыпанной пиар-технологиями.  Размахивая «Приразломной» как флагом, Кремль вместе с придворными СМИ творит очередной миф. Миф арктических побед и достижений.

История мифа начинается в лихие 90-е, когда академик Велихов вместе с северодвинскими оборонщиками продавил идею создания «Росшельфа» - отечественной компании, специализирующейся на освоении шельфовых месторождений. Акционерами нового предприятия стали «Газпром», «Архангельскгеология» (позднее «Архангельскгеологодобыча»), «Севмаш», «Северсталь», Кировский и Ижорский заводы, специализированные КБ и НИИ. Исторически это был верный ход. Велихов предугадал и рост цен на нефть, и необходимость конверсии ОПК, и предстоящую борьбу за Арктику.  Но в российской действительности даже правильные решения приводят к непредсказуемым результатам.

«Росшельфу» передали лицензии на Штокман и Приразломное, «Газпром» открыл финансирование и даже привлек иностранного партнера - австралийскую ВНР Petroleum. А дальше начались проблемы. Акционеры «Росшельфа» стали делить шкуру неубитого медведя. «Промышленники» (оборонные заводы и проектные институты) требовали скорейшего начала строительства платформы; «финансисты» (Газпром и Архгеология) – думали, как бы сэкономить. В итоге победили первые – в декабре 1995 года «Приразломная» была заложена, несмотря на отсутствие окончательного проекта. «Севмаш» приступил к работе над четырьмя кессонами, из которых предстояло составить основание платформы.

Компенсируя потери, «Газпром» развел на деньги наивного иностранного партнера. ВНР Petroleum привлекла в проект британскую Kellogg Brown & Root, которая вместе с КБ «Рубин» разработала FEED «Приразломной» и занялась детальным проектированием кессонов. По оценкам экспертов, затраты Petroleum в проект составили более 50 миллионов долларов. «Севмаш» осваивал деньги, «Газпром» переключился на другие проекты; только спустя три года австралийцы поняли, что их кинули. В январе 1999 году компания вышла из проекта под предлогом неоправданного инвестиционного риска. Проектирование и строительство платформы фактически заморозилось. В России наступала эпоха Путина…

По следам Остапа Бендера

 В 2001 году при посредничестве президента конфликт акционеров «Росшельфа» был улажен. Доли «промышленников» были проданы набирающей силы «Роснефти». На паритетных началах с «Газпромом» было учреждено ЗАО «Севморнефтегаз». Кроме того, нефтяная госкорпорация взяла на себя обязательства инвестировать в Приразломный проект 130 миллионов долларов. На деньги «Роснефти» с «Приразломной» проделана операция, достойная премии имени Остапа Бендера.

ЗАО «Севморнефтегаз» под предлогом экономии отвергает первоначальный проект (куда ушли деньги ВНР Petroleum так никто и не узнал) и покупает в Норвегии старую платформу Хаттон за 67 миллионов долларов. «Севмашу» передают верхнее строение и поручают собрать «Приразломную» как конструктор: кессоны наши, верх - с Хаттона.

Норвежский металлолом (иное слово подобрать сложно) приходит в Северодвинск со следами радиоактивного заражения (!!!). Разгорается скандал, журналисты начинают выяснять подробности сделки - результаты расследования оказываются шокирующими.  «Хаттон» была построена в 1984 году и эксплуатировалась американской компании Kerr-McGee, в британском секторе Северного моря. В 2002 году физически устаревшая платформа была выкуплена норвежской конторой Monitor TLP Ltd (с регистрацией на Каймановых островах) за 29 млн долларов. Но вместо ожидаемого распила на металл платформа перепродается «Севморнефтегазу» по цене в 2,3 раза выше покупной. Почему сомнительной оффшорной компании были переплачены 38 млн долларов бюджетных средств – история умалчивает. Счетная Палата на журналистские просьбы разобраться закрыла глаза.

Блестяще провернув операцию, Роснефть вышла из проекта, продав долю в «Севморнефтегазе» «Газпрому» за 1,7 миллиардов долларов (!). «Скрещиванием ужа с ежом» («Хаттона» с кессонами) занялся «Морнефтегазпроект» - который по счету проектировщик «Приразломной». Свои усилия приложили «Коралл», «Рубин» и «Малахит». Вопрос с проектированием вызывал перманентную головную боль у корабелов.  Бывший гендиректор «Севмаша» Николай Калистратов публично заявлял, что при наличии проекта готов «сделать платформу из консервной банки». Но когда его в 2011 году «уходили» с завода, никакого проекта в помине было. И «Приразломную» строили, как придется. От «Хаттона» оставили одни стенки; прикрепили жилой модуль и вертолетную площадку. С буровым оборудованием помогли американцы (Indrill International). Вопросом о том, будет ли все это работать, конструкторы, видимо, не задавались. Но даже надежный трап им спроектировать не удалось.

К концу 2000-х «Приразломная» стала бельмом на всей арктической политике России. Закрыть проект нельзя, реализовать – практически нереально, а Запад смеется уже в открытую. В итоге было решено пойти «ва-банк». Проект негласно был засекречен и быстренько прошел Госэкспертизу. На попытку экологов получить материалы для общественной экологической экспертизы последовал категорический отказ. Между тем, ключевой документ – «план ликвидации разливов нефти» - у «Газпром нефть шельфа» (переименованный «Севморнефтегаз») просто отсутствует. Согласно озвученным данным Госэкспертизы, за ущерб, который в течение 25 лет «Приразломная» нанесет уникальным рыбным запасам Печорского моря, «Газпром» готов выплатить... 6,6 миллионов рублей (!). И это при общих инвестициям в проект в 7 млрд долларов.

Платформу выгнали в море, экологи собрали более 10 тысяч подписей под обращением к  Путину с требованием остановить реализацию проекта. Кроме шума, они вряд ли сейчас чего-то добьются. Миф либо разрушается сам (как утерянный трап), либо гибнет следом за цивилизацией, его породившей. Но пока мифотворец правит бал, вера в то, что из консервной банки можно создать «арктическое чудо» будет жива.

Алексей Петров

Просмотров: 813

Фотогалереи

Суровые красоты Шпицбергена

Ненецкая тундра

Красоты Русского севера


Видео