Моря вдоль берегов российской Арктики в этом году освободятся ото льдов быстрее на одну-две недели, чем обычно - еще до конца июля; к такому выводу пришли ученые из института полярных исследований имени Альфреда Вегенера (AWI, Германия).
Согласно результатам экспедиции, прошедшей в апреле-мае этого года в море Лаптевых, акватории Северо-Восточного прохода, по которым проложены трассы Севморпути, в этом году должны освободиться ото льда раньше конца июля, говорится в сообщении пресс-службы института.
\"Эти результаты стали для нас сюрпризом - в 2007-2008 годах лед на тех же самых участках был гораздо толще, разница с измерениями предыдущего года составляет до одного метра. В этом году практически все акватории, по которым будет проходить навигация, покрыты тонкими однолетними льдами, которые быстро стают\", - сказал сотрудник AWI, участник арктической экспедиции Томас Крумпен (Thomas Krumpen), чьи слова приведены в сообщении.
По мнению ученых, толщина морских льдов напрямую зависит от ветра. Когда он дует, в основном, с материка, тогда лед перемещается в центральную часть Арктики - в этом случае у берегов образуются большие полыньи, безледные пространства шириной до 400 километров. Вода на поверхности в зимний период быстро затягивается новым, однолетним льдом, который ветер также перегоняет к северу. Таким образом, как пояснил Крумпен, ледовитость морей, через которые проходят трассы Северного морского пути напрямую зависят от ветров, пишет РИА Новости.
\"Этот новый лед, который занимает большую часть акватории Севморпути, летом растает первым, причем быстро - для этого не нужно много энергии\", - добавил ученый.
По его словам, подобная ситуация ожидается практически на всем протяжении Севморпути.
Северный морской путь - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 до 20 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Пока этот путь используют, в основном, Россия, Китай и Норвегия. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Просмотров: 17554