Арктические владения России притягивают нездоровое внимание не только приполярных стран, но и государств, где снег – такая же экзотика, как пальмы для эскимосов.
Индия, Корея, Бразилия, Таиланд, Малайзия… Но самым агрессивным претендентом на «чужой кусок» стал Китай. Со всеми присущими китайцам наглостью и упорством.
В июле 2012 году в трехмесячный поход по Северному морскому пути отправилась Пятая Китайская арктическая экспедиция. На этот раз в международном составе. 120 ученых из разных стран – крупнейших специалистов в области геофизики, геологии, метеорологии и других естественных наук – отправились на ледоколе Сюелунд («Снежный дракон») «открывать морской путь из Азии в Европу». Именно так, не больше, ни меньше, была определена цель экспедиции ее руководителем Хуигеном Яном.
Сюелунд – самый большой в мире дизельный ледокол - был построен в 1993 году на Украине, выкуплен КНР и переоборудован в мощный научно-исследовательский центр.
В Арктику «Снежный дракон» отправился в пятый раз (прежние экспедиции прошли 1999, 2003, 2008 и 2010 гг.), но впервые – по трассе СМП. И впервые с такой мощной пиар-поддержкой проекта. Негласный девиз экспедиции за несколько лет до нее озвучил Ли Чженьфу из Китайской академии морских дел: «Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику».
В Поднебесной с ее национальной идеей «панкитаизма» (китайского мирового господства) прекрасно понимают: без доминирования в Арктике говорить о статусе «сверхдержавы» не приходитс, ни сейчас, ни в будущем. Северный морской путь для Китая, ставшего в 2010 году крупнейшим экспортером в мире, - «золотая жила», которая может принести сверхприбыли. Также как и нефтяные запасы арктического шельфа, лежащие пока мертвым грузом. Чтобы не опоздать к дележке Арктики, Китаю как и другим «экзотическим» странам нужно решить две стратегические задачи. Первая – добиться полной интернационализации СМП, что позволит лишить Россию главного рычага влияния в арктическом регионе. Вторая – объявить территории Северного Ледовитого океана «собственностью всего человечества». На деле это означает лишь полное забвение принципа секторального разделения Арктики, выгодного приполярным странам, и в первую очередь, России. Хорошо известно, что якобы принадлежащее всем, на самом деле принадлежит узкому кругу лиц. Про избитое «демократия – власть народа» вспоминать не будем.
Ради достижения этих целей Китай идет на очень большие риски в геополитической игре. Пятая Арктическая экспедиция Поднебесной могла вылиться в серьезный международный скандал. Он был потушен в зародыше только из-за нежелания России портить отношения с китайским соседом.
«Снежный дракон» отправился по Северному морскому пути, не имея никаких разрешений на ведение научно-исследовательской деятельности (НИД). Тем не менее, НИД велась, что является нарушением не только российского законодательства, но и международного морского права. По словам источника ARCTICWAY.RU, «Дракон» осуществлял в исключительной экономической зоне России гидрографические исследования, топографическую привязку, что в перспективе может быть основанием для самостоятельного прохода китайского ледокола по СМП.
У российских пограничников имелись все основания взять «Сюелунд» с поличным еще на Чукотке, в проливной зоне между о.Святого Лаврентия (США) и мысом Чаплино (Россия). Но испугавшись пограничного сторожевика, «Снежный Дракон» на 10 дней раньше запланированного срока убег по американской зоне в Арктику. Кстати, в этом же районе в октябре 2008 года пограничники задержали за нарушение госграницы китайское научное судно «Бин-хай 517», доказать ведение незаконной НИД тогда не удалось.
Дальнейший проход «Суелунда» по Севморпути обошелся без происшествий. Стоит предположить, что директива «не трогать Дракона» была спущена погранслужбе с самых верхов. Во избежание ухудшения отношений двух держав.
Апофеозом экспедиции стал прибытие «Суелунда» в Исландию. В рамках визита судна Китайский институт полярных исследований и Университет Исландии подписали меморандум о взаимопонимании. Стороны порешили, что Пекин инвестирует средства в строительство в Исландии совместной станции по наблюдению за полярными сияниями, а Рейкьявик свою очередь будет лоббировать интересы Китая в Арктическом совете. Как подобострастно заявил президент Исландии Олавур Гримссон Гримссон: «Восемь членов Арктического совета рассмотрят поправки о включении других стран в качестве постоянных наблюдателей этой организации. У нас есть четкое и твердое мнение, что Китай должен стать одним из них».
Китайско-исландский канкан стал логическим продолжением июньского визита госсекретаря США в Тромсё. В беседе с министром иностранных дел Норвегии Хилари Клинтон объявила о начале реализации антироссийской арктической стратегии, главная цель которой – интернационализация богатств Арктики.
В данном случае Китай и США разыгрывают одну партию, наращивая международное давление на Россию, которой достался «слишком жирный кусок». Китайские CNPC, CNOOC и Sinope наряду с американскими корпорациями буквально рвутся в совместные проекты на российском шельфе, обещая русским «халявные» технологии и инвестиции.
Параллельно идет создание мощной арктической инфраструктуры. Радуясь успехам «Снежного дракона», Поднебесная запустила программу строительства современных ледоколов, новое судно будет спущено со стапелей уже в 2013 году. В Шанхае идет возведение Китайско-североевропейского центра полярных исследований. Восемь лет успешно работает арктическая станция Китая на Шпицбергене, на подходе создание новых научных центров.
«Снежный дракон», прошедший по СМП под носом у российских пограничников, это символическое действо в духе китайской мифологии. Дракон - олицетворение силы и власти, власти Поднебесной империи в Арктике. Убить китайского дракона сможет только русский медведь. В этом и состоит главная задача России – стать полновластным хозяином своих арктических территорий.
Долгожданное принятие закона о Северном морском пути, наконец, позволит определить четкие правила плавания по северной трассе (в том числе арктического туризма) и ввести жесткие санкции за их нарушение. Коммерциализация СМП – дело благодатное, но оно должно проходить под жестким российским контролем. Нужно перестать оглядываться на интриги западных стран и жестко заявить о том, что вся территория от прибрежных морей до Северного полюса является Арктической зоной России. То есть вернуться к секторальному принципу разделения Арктики, который действует с 1926 года. Тогда «Снежному дракону» волей-неволей придется сменить свою деятельность – белые медведи не любят конкуренции.
Алексей Петров
Просмотров: 680